Конфликты в вопросах заработной платы
В этой статье мы проанализируем несколько стандартных ситуаций, связанных с оплатой труда, а именно рассмотрим несколько конфликтных ситуаций между работником и работодателем. Наша задача, с точки зрения бухгалтера и юриста, оценить кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации, и дать совет и работнику, и работодателю. Представленные решения основываются на нормах трудового законодательства.
Привлечение сотрудника к работе в выходной день
У каждого работника в связи со спецификой работы может быть свой трудовой график, но в нем обязательно должны быть выходные дни. По общему правилу 113 ТК РФ в выходной день работник обязан выйти на службу только по следующим причинам:
- Предотвращение катастрофы, производственной аварии, при форс-мажоре (стихийное бедствие, теракт и т.п.);
- Предотвращение порчи имущества работодателя;
- Проведение непредвиденных работ, без которых невозможно функционирование всей организации или одного из ее отделов.
Последний пункт – самый спорный. Существуют прецеденты, когда работодатель или по незнанию, или по умыслу, пытается убедить работников выйти в выходной, утверждая, что без участия работника в его выходной день, работа «встанет». На самом же деле вольная трактовка этого закона недопустима. Под ситуацией третьего пункта подразумеваются, во-первых, ситуации непредвиденные, во-вторых, работа отдела или всей компании действительно должна быть полностью парализована в случае невыхода на работу сотрудника. В таких спорных ситуациях помогает консультация с ведущим специалистом по заработной плате.
Также и работникам и работодателям стоит помнить, что работа сотрудника в выходной день должна либо быть оплачена в двойном размере дневной или почасовой ставки. Также любой вызов на работу сотрудника в нерабочий день должен быть сопровожден письменным приказом работодателя.
Работодатель задерживает зарплату
Причин задерживать зарплату сотрудникам может быть много. Тем не менее, трудности с финансами не освобождают работодателя от своих обязанностей перед работниками. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, стоит помнить несколько правовых норм:
- Заработная плата должна начисляться каждые половину месяца. Никакие личные договоренности между работником и работодателем не имеют в этом случае силу, так как по закону ухудшают положение работника.
- Сроки выплаты зарплаты должны быть зафиксированы и работодатель не имеет права их переносить или задерживать. Более того, если день заработной платы выпадает на выходные дни, средства должны быть переданы работнику накануне выходных/праздников, а не после.
- В случае задержки выплаты заработной платы сроком более 15 календарных дней, работник вправе известить работодателя в письменной форме о том, что с этого момента он приостанавливает работу. С этого момента работник может не работать и вовсе не присутствовать на рабочем месте. Работодателю нужно помнить, что в данном случае работника не обязано волновать, с чем именно связана задержка, и он не обязан «входить в положение».
- Работодатель должен продолжат оплачивать каждый рабочий день сотрудника по графику, даже если он после 15-дневного срока покинул рабочее место.
Однако есть исключения, когда работник все же не может останавливать работу даже при задержке зарплаты:
- Госслужащие;
- Персонал особо опасных объектов и работники, оперирующие опасным оборудованием;
- Работники в сферах обеспечения жизнедеятельности населения (газ, электрика, водопровод, медперсонал и т.д.).